Перезвон на вынос Плащаницы и креста, звонарь-Мария Угорская

Великопостный трезвон, звонарь-Мария Угорская

Будничный трезвон, звонарь-Михаил Угорский

Воскресный трезвон, звонарь-Владислав Дунаевский

Воскресный трезвон, звонарь-Мария Угорская

Воскресный трезвон, звонарь-Михаил Угорский

Праздничный трезвон, звонарь-Денис Чалый

Праздничный трезвон, звонарь-Тахир  Аманов

Праздничный трезвон, звонарь-Валентин Селезнёв

Праздничный («красный») трезвон, звонарь-Михаил Угорский

Перезвон на Водоосвящение, звонарь-Владислав Дунаевский

Праздничный («новогодний») трезвон (местный), звонарь-Мария Угорская


Церковный звон является неотъемлемой частью православного богослужения. Он предназначен для того, чтобы созывать верующих к богослужению, выражать торжество Церкви, а также возвещать присутствующим и не присутствующим в храме о наиболее важных моментах богослужения. Для совершения звона в Православной Церкви могут использоваться следующие средства (все их можно отнести к ударным музыкальным инструментам):

1)     Била: малое (ручное) деревянное; большое (великое) деревянное; металлическое;

2)     Колокола.

Било деревянное ручное представляет собой доску в виде весла с перехватом по центру (для держания рукой); на концах, как правило, сверлятся 3, 4 или 5 отверстий, символизирующих соответственно Святую Троицу, Крест Господень или Страсти Господни. Звук извлекается путем ударения (клепания) по нему деревянным молоточком.

Било деревянное большое (великое) представляет собой достаточно большую по размеру доску, которая подвешивается стационарно при входе в храм, у трапезной, около  келий в монастырях и т.д.

Металлическое било может иметь самые разные формы и размеры. Звук извлекается так же, как и у деревянных бил – посредством молоточка.

Колокола тоже могут иметь различные размеры, форму, материал и способ изготовления. Однако наилучшим материалом для изготовления церковных колоколов признана колокольная бронза, в состав которой входит примерно 80 процентов меди и 20 процентов олова. Форма колокола не имеет принципиального значения, у разных мастеров – колокололитейщиков, в разных странах она может быть отличной друг от друга. На Руси сложился свой, «русский» профиль колокола, который имеет определенные соотношения диаметра, толщины и высоты, что придает колоколам богатый тембр (благозвучие) и большую длительность звучания (певучесть).

Звук из колоколов извлекается тремя способами:

1)      Посредством ударов по телу колокола молоточком. Такой способ звона используется в часовых колоколах.

2)      Посредством раскачивания самого колокола, оставляя язык свободным («очепной» способ звона). «Очепной» – по названию специального шеста – «очепа», который приделывался к вращающемуся валу с насаженным на нем колоколом.

3)      Посредством раскачивания языка и ударения его о неподвижно висящий колокол («язычный» способ звона).

В православном богослужении используются только два последних способа звона. В старину на Руси, до конца 16 – начала 17 века, использовался только «очепной» способ. К началу 17 века начинают использовать и «язычный», который постепенно вытесняет «очепной», т.к. звонить за язык значительно легче и удобнее, чем раскачивать сам колокол. «Язычный» способ – традиционно русский. В католической Церкви и всех православных Церквах, кроме русской, до сих пор, за небольшим исключением, звонят, раскачивая сам колокол.

Впервые колокола стали употребляться при богослужении в Западной Европе. На Востоке преимущественно использовались била, а к колоколам относились с настороженностью как к атрибутам «латинской» веры. С принятием христианства Русь восприняла от Византии звон в била. И хотя колокола в небольших количествах на Руси присутствовали, и даже были попытки отливать их русскими мастерами, широкого распространения примерно до 15 века они не имели. В результате наш русский церковный звон на протяжении многих столетий формировался и развивался на фоне использования бил и ритмического звона (клепания) в них. Поэтому основа русского православного звона не в мелодии, а в ритме и во взаимодействии тембров отдельных колоколов и бил.

Начиная с 15 века на Руси колокола стали постепенно вытеснять била, и в настоящее время в подавляющем большинстве храмов и монастырей нашей страны используются только колокола. Способ звона преимущественно «язычный», но в некоторых местах остались и «очепы» (например, в Псково-Печерском монастыре).

Выполняя изначально сигнальную функцию, церковный звон со временем стал использоваться не только для указания начала и конца богослужения, но и для оповещения о важнейших частях служб, выражать радость, грусть и торжество празднуемых событий. Это дало развитие различным видам звонов, каждый из которых имеет свое назначение. Порядок звона может несколько видоизменяться в зависимости от наличия тех или иных средств звона и от местных традиций. Но при этом существует четыре канонических звона, которые отдельно или в комбинации составляют всё разнообразие православного звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест – один из наиболее древних звонов Православной Церкви, и называется так потому, что несет благую весть о начале богослужения. Этот звон также может использоваться и во время богослужения. Он осуществляется мерными одиночными ударами в самый большой колокол, называемый благовестником (или в один из самых больших – это зависит от количества больших колоколов на звоннице и от характера богослужения: в праздники в самый большой, в будние и постные дни в меньшие).

Как отдельный звон перед началом богослужения, благовест начинается с трех редких ударов, а затем идут более быстрые мерные удары. В зависимости от богослужения, благовест может быть частым или редким (в праздники более частый и громкий, чем в постные и будние дни). Местные традиции, вид богослужения и изволение настоятеля определяют продолжительность этого звона и количество ударов в благовестный колокол. Основные варианты:

— звонарь благовестит, пока читает единожды 118-й псалом или 12 раз 50-й псалом (в нашем храме сложилась традиция читать только один раз 50-й псалом во время благовеста);

— количество ударов может быть: 12, 25, 30, 40 и т.д. в зависимости от символа звона;

— звонарь звонит определенное время (как правило, во время праздников дольше).

Помимо обычного благовеста, существует еще так называемый валовой (или валовый) благовест, когда удары в самый большой колокол перемежаются с ударами в другой большой колокол. Такой звон используется на встречу архиерея.

Перебор – погребальный звон, выражающий грусть и скорбь об усопшем и символизирующий жизнь человека от рождения и до смерти. Этот звон осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол от самого малого к большому,  символизируя человеческую жизнь в ее развитии ивзрослении. А после этого следует удар во все колокола одновременно (так называемый удар «во вся»), что символизирует обрыв земной жизни. После перебора, при опускании гроба с усопшим в могилу, следует краткий трезвон во все колокола (см. ниже), символизирующий в данном случае радость перехода души человека в Царствие Небесное.

Несмотря на свою простоту, перебор имеет разновидности.При погребении священников, иеромонахов, игуменов и архимандритов перед переборомударяют в самый большой колокол 12 раз – символ апостольского служения почившего.

Перезвон  — печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол от самого большого к малому, символизирующий собой «истощание» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения. Что значит «истощание»? «Если бы для бесстрастного Божества возможно было страдание, лишение, то не было ли бы уже самое рождение Бога на земле некоторым страданием, лишением? Св. ап. Павел говорит, что Сын Божий при вочеловечении «себе умалил» (Фил. 2,7), или, как точнее это в переводе с греческого языка, «себе истощил» для вочеловечения, для воплощения. Человек настолько ниже, так бесконечно ниже Бога, что стать Богу человеком – это всё-равно было, это хуже было, чем стать царю рабом» (М. Скабалланович. Рождество Христово).

Перезвон по одному удару в каждый колокол является наиболее печальным и совершается при выносе Плащаницы Спасителя и Пресвятой Богородицы, а также иногда при выносе Креста Господня в праздник Воздвижения Креста ( перезвон на вынос Плащаницы и креста ). Перезвон по несколько ударов в каждый колокол – 3, 5 или 7 раз – символизирует соответственно Святую Троицу, Крест (Страсти Господни) и Полноту Веры (Славу Божию). Перезвон с 7-ю ударами в каждый колокол более торжественный и часто используется при чине Водоосвящения ( перезвон на Водоосвящение ).

После собственно перезвона в каждый колокол, следует удар во все колокола одновременно (удар «во вся»). В заключении, как правило, тоже бывает краткий трезвон, как и после перебора.

Трезвон —  это звон во все колокола. Колокола на звоннице делятся на три группы – благовестники (самые большие колокола), подзвоны (средние колокола) и зазвоны (малые колокола) ( о колоколах нашего храма ). В трезвоне участвуют все три группы колоколов одновременно, при этом каждая группа имеет свою партию. Православный трезвон подчиняется ритму, заданному благовестником, на который накладываются партии остальных колоколов. По установившейся традиции в этом звоне обычно используется размерность такта в две четверти ( воскресный трезвон ; праздничный трезвон ), три четверти (великопостный трезвон) или четыре четверти (будничный трезвон ; воскресный трезвон ).

До середины 19 века трезвон назывался «тризвоном» и подразумевал звон во все колокола трижды с небольшими перерывами (так называемый звон «в три приёма»). В наше время под трезвоном понимается именно звон во все колокола, а количество приемов (один, два или три) зависит от богослужения и местных традиций.

Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. Он может быть частью других звонов (перебора, перезвона), либо исполняется после благовеста перед богослужением, либо звучит отдельно (после богослужения, во время молебна или крестного хода и т.д.). Трезвоны бывают праздничными, будничными, «красными» (наиболее красивыми и праздничными) ( «красный» трезвон ), различаются по ритму, продолжительности, наличию различных украшений. Это самый музыкальный канонический звон, во многом основанный на импровизации звонаря и существующих традициях. Он не имеет жестких рамок в отличие от трех других канонических звонов. Но, тем не менее, трезвон должен соответствовать характеру богослужения, праздника или события, при котором идет звон, соблюдая при его исполнении определенную умеренность (т.е. избегая различных излишеств).

«Церковный звон является равноценным храмовым священнодействием – им, как правило, начинается и заканчивается богослужение. Воздействуя на наш слух и внутреннее состояние, он пробуждает от духовного сна, очищает наши души, напоминая нам о Господе и Его Суде, скоротечности жизни на земле и жизни вечной на Небесах» (Шариков В.Г. Устав церковного звона).

 

При написании текста использовался «Устав церковного звона» под ред. Шарикова В.Г. (Издательский совет Русской Православной Церкви, Москва, 2002).