Нас было 53 человека (от полугода до 78 лет) и мы побывали в:
Монастырях: Свято-Успенском Псково-Печерском, Крипецком Иоанно-Богословском, Рождества Богородицы Снетогорском, Спасо-Мирожском, Спасо-Елеазаровском.
Знаменательных церквах: церкви Успения Пресвятой Богородицы в погосте Мелётово (1461-1462 гг.; росписи 1465 г.), церкви Илии Пророка в с. Выбуты (родина св. равноап. княгини Ольги), церкви Архангела Михаила в с. Кобылье Городище (1462 г.) (Наиболее близкое селение к месту Ледового побоища), а также познакомились на экскурсиях и ежедневных вечерних прогулках с более чем 30-ю древними храмами Пскова.
Музеях: Псковском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Государственном музее-заповеднике «Изборск», Музее экспедиции по уточнению места Ледового Побоища в поселке Самолва.
Мы купались: в святых источниках Елиазарова и Крыпецкого монастырей, в Чудском озере, в реке Великой, в Словенском озере под Изборском, в озере в г. Бологое (во время стоянки поезда).
7 июля мы провели викторину по результатам нашего путешествия.
Псковские впечатления Екатерины Амановой:
Вот уже который год летом наши прихожане во главе с отцом Иеронимом отправляются в путешествие по России. Посещение древних, великих своей историей русских городов становится уже хорошей традицией. В прошлые годы были организованы поездки по Ярославской области, в г. Каргополь, в г. Великий Устюг, а этим летом мы побывали в Пскове.
К своему стыду, отправляясь в Псков, я поняла, что почти ничего не знаю об этом городе. Кое-что помнится из уроков истории… и совсем ничего – о Пскове современном.
Первое впечатление о Псковщине – с ноткой грусти. Опустевшие деревни, заколоченные дома, зарастающие поля, разбитые дороги. Удивляться вроде бы нечему – по всей России так. Хотя почему-то ожидалось другое – так близко к западной границе, к Европе, а все равно – нищета…
Но до чего красивая земля! Такой рельефный ландшафт – то взгорок, то овражек; то лесок, то долина, петляющие реки; и аисты – столько аистов и за всю жизнь не увидишь, сколько мы тут увидели…
Нет, эта земля богата своей историей. Пусть на первый взгляд что-то выглядит старым, обшарпанным – главная ценность все-таки в том, что хранит Псков в глубине своей «души».
Программа поездки была такой насыщенной, что к вечеру мы просто валились с ног. В первый день мы побывали в двух храмах – в селе Мелётово и в селе Выбуты, и в Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре. На другой день – обзорная экскурсия по городу и посещение еще двух монастырей. Третий день был посвящен поездке в Псково-Печерский монастырь, а потом – в Изборск. На четвертый день мы долго тряслись по грунтовке до села Кобылье Городище – поселения, наиболее приближенного к месту Ледового побоища, а потом с удовольствием купались в Чудском озере. В последний день нам была предоставлена полная свобода – осматривай что хочешь.
Самым первым пунктом был храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово. Храм стоит пустой и закрытый (к слову сказать – из всех виденных нами храмов этот был единственным недействующим), и в нем ничего нет, кроме фресок. Но какие это фрески! Вернее сказать, не фрески, а росписи, ибо фреска – это роспись по сырой штукатурке, а здесь изображения наносились на сухую. Замечательный экскурсовод Ирина Мельникова очень подробно рассказала о фресках этого храма, разрешила всем подняться на реставрационные леса и вблизи, при свете прожектора, рассмотреть уникальные росписи середины XV века. Посмотреть действительно было на что: даже поблекшие, большей частью осыпавшиеся изображения поражают своей красочностью и детальностью изображения.
Необычная, чисто псковская иконография. Фигуры изображены будто в движении. По словам экскурсовода, некоторые сюжеты очень похожи по технике исполнения на книжные миниатюры.
Запомнилась роспись, изображающая Христа и апостолов на Тайной вечери. Обычно пишут стол, а на нем хлеб и вино. Здесь же – посуда, ложки, ножи, различные блюда, булочки, словом, показано, что стол, собственно, был богато уставлен – все-таки ужин был праздничный. Интересная деталь: св. апостол Петр указывает перстом на свою голову: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13. 9). Необычное также оформление алтаря. Иконостаса сейчас в храме нет – собственно, в нем вообще ничего нет, только дощатые леса (очень скрипучие) под самый купол – поэтому хорошо видно, что алтарь очень маленький. На восточной стене сохранились фрагменты изображения святителей, служащих Литургию. В центральной апсиде – небольшая ниша. Как нам объяснила экскурсовод, эта ниша являлась Престолом, на котором служили Литургию, получается такое сочетание росписей и церковного действа: священники служат, и им «сослужат» святители.
После Мелётово мы отправились на погост Выбуты – место рождения св. равноапостольной Ольги. Очень живописное местечко: на высоком берегу широкой и быстрой реки Великой красуется древний типично псковский храм с отдельно стоящей звонницей. Над водой возвышаются обрывистые берега из белого известняка – основной строительный материал в этих местах до сей поры. Берега – словно нерукотворные стены.
На двери храма табличка, что если кто хочет попасть в храм, должен позвонить в колокол, что наши ребята не замедлили исполнить. Входя в храм, попадаешь под грозный взгляд святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира – такими суровыми их изобразил иконописец. Сам храм небольшой, но уютный, как бы в противовес окружающему простору. Мы спустились с крутого обрыва, чтобы подойти к реке, дети тут же полезли в воду и весело плескались, т.к. купаться, т.е. плавать, было невозможно – очень мелко.
После вкуснейшего и неожиданно обильного обеда отправились в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь в 22 километрах от Пскова. Это место оставило неизгладимое впечатление. От монастырских ворот еще около километра пришлось проехать, чтобы попасть к храму. За монастырской стеной – целое селение. Дома, огороды, длинные ряды картошки, и стена вдали уходит куда-то в лес, так что и конца ее не видно.
А посреди, на зеленой лужайке – 2 больших каменных храма, соединенных галереей. В одном идет служба, монахи стоят как свечи. Настоящий монастырь. Тишина. Размеренное чтение, неприхотливое монашеское пение. Потом были и другие монастыри, но они совсем другие, они более соответствуют нашему представлению о современных монастырях, а этот показался очень необычным, потому так и запомнился.
Например, на следующий день в программе было посещение двух монастырей: Спасо-Преображенского Мирожского и Снетогорского – оба в черте города.
Насколько мужчины отличаются от женщин, настолько разительно отличаются и эти два монастыря. Мужской – Мирожский – стройка, раскопки, груды выбранного грунта, кирпичей, камней. Кондовые лавочки из бревен. Совершенно немыслимый вход в храм – узенькая лесенка с очень высокими ступенями, сначала вверх, потом вниз, сначала налево, потом направо… В этом монастыре – иконописная мастерская, одна из известнейших в России.
Снетогорский Рождества Богородицы монастырь – женский, и это сразу видно. Цветы всех видов и расцветок рассажены вдоль аккуратных дорожек, все очень ухожено. Особенное впечатление произвел огромный розовый куст, он просто притянул к себе всю женскую половину нашей паломнической группы. Посреди монастыря – развалины. Здесь была колокольня, которая по высоте превосходила Ивана Великого в Московском Кремле, но она была разрушена в 1934 году. Снетогорский монастырь играл огромную роль в жизни Пскова во все время своего существования – с XII века. Отсюда вышли святые Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, многие исторически значимые люди посещали его.
Ну и, конечно, Псковский Кремль, или Кром, как его здесь называют. Настоящая средневековая крепость. Достаточно подключить воображение, и ты уже чувствуешь себя средневековым горожанином, укрывающимся в крепости во время нападения неприятеля. Огромная крепостная стена – Перси – такую штурмом не возьмешь. Только протаранив ворота, можно попасть внутрь. Однако там врагов ждет ловушка, «захаб», или «коридор смерти» — как бы улочка, с двух сторон огражденная крепостными стенами. Попав сюда, неприятель уже не выберется. Тем более, что в конце «захаба» противника ожидали еще одни ворота, через которые тоже непросто пробиться. Сейчас их нет, поэтому, пройдя «захаб», сразу выходишь на широкую площадь, где по левую руку – место Псковского вече, а по правую – Троицкий собор, белокаменный богатырь, словно стоящий на страже Русской земли. По преданию, святая равноапостольная Ольга, остановившись на другом берегу реки Великой, увидела на этом месте сияние в виде трех лучей, и восприняла это как указание построить храм в честь Святой Троицы.
И вот, наконец, долгожданная поездка в Печоры! Пока сам не побываешь в Псково-Печерском монастыре, бесполезно слушать рассказы и смотреть фотографии, они не передают самого главного – благодатной, уютной красоты, словом, обаяния этого места – нужно увидеть и почувствовать это самому.
Здесь все необычно. Например, главный собор в монастырях обычно стоит посередине, на возвышенном месте, а тут – в низине – ведь храм-то пещерный! И весь монастырь как бы устроился в овражке. Здесь, так же, как и в Кроме, есть «захаб», т.е. это настоящая крепость. «Кровавый путь» — дорожка, по которой несли тело святого архимандрита Корнилия, обезглавленного Иваном Грозным собственноручно. Экскурсовод рассказывал все очень красочно. Все выдавало в нем бывшего военного: и солидная внешность – подтянутый, крепкий, — и манера говорить – четко, ясно, — и даже многие словесные выражения (вроде «всеми средствами уничтожить врага»).
Конечно, святое место есть святое место, поэтому не обошлось без искушений. Утомленные долгой дорогой и предыдущими днями экскурсий, мои дети так раскапризничались, что хоть стой, хоть падай. Поэтому первую половину проведенного там времени я помню плохо. Какое-то суетливое перебегание от киоска к киоску, попытки покормить Ваську и утихомирить Ксюшку. Но зато когда мы вошли в Богом Зданные Пещеры, страсти улеглись. У всех в руках были свечи, и можно было разглядеть своды, стены, керамиды – надгробные плиты, под ногами – сырой песок. А когда мы с Ксюшкой чуть-чуть отстали, и свеча вдруг погасла – очутились в кромешной темноте. Скорей догонять! Постепенно начал чувствоваться и холод, ведь одеты мы были по-летнему, а в подземелье температура держится постоянно около 5 градусов.
А после Пещер мы поднялись по узенькой лесенке на Святую Горку, и первый, кого мы увидели – длинноногий аист, важно прогуливающийся по зеленому склону. На Горке очень хорошо – так спокойно, ухоженный сад, дорожки, огромный валун, на который тут же гурьбой залезли наши ребята. Стоишь там, а к твоим ногам спускается скат храмовой кровли, и до голубых куполов со звездочками – рукой подать. Словно еще ближе к небу.
И все-таки, как ни сильны были впечатления от Псково-Печерского монастыря, вид с Труворова городища начисто стер все эмоции, наполнив душу необъяснимым чувством, назвать которое можно разве что как-нибудь так: «оглушен необъятной красотой».
Посещение Изборска началось именно с Труворова городища. Сначала вроде ничего особенного – идешь через старое кладбище, как бы через небольшой лесок. На опушке – большой каменный крест, называемый Труворов крест — под ним якобы похоронен славянский князь Трувор, — каменные надгробные плиты.
А потом чуть-чуть налево, по узенькой тропиночке поднимаешься – и… открывается такой вид, что дух захватывает! Словами описать это невозможно, это надо видеть! И не просто видеть, а смотреть, смотреть и вбирать в себя, наполняясь тем самым необъяснимым чувством, и даже немножко представить, что у тебя за спиной выросли крылья…
Воля вольная – вот она какая!
Стоит ли говорить, что после этого ни слова экскурсии не воспринимались, ни усталый муж и голодные дети – ничего не могло подействовать на ошалевшую душу. Даже то, что я не попала к Словенским ключам, меня ничуть не расстроило. Даже сама Изборская крепость, хоть и выглядит впечатляюще, не смогла вытеснить из головы картину настоящего русского простора. Картина эта была дополнена еще обозреванием окрестностей со смотровой башни – башни Луковка. Что и говорить, умели древние наши предки выбрать место, где поселиться! А вон еще и вереница конных всадников спускается к озеру – и уже теряешься во времени – где я? когда я? – древность становится ближе и понятнее.
День четвертый. По программе он должен был быть также весьма насыщенным. Однако организаторы поездки явно не учли состояние псковских дорог… Поэтому удалось выполнить только часть программы. Лично я, правда, об этом нисколько не жалею – все-таки должно же оставаться что-то для следующего раза! Чтобы был повод сюда вернуться… А вернуться теперь хочется непременно… Но я отвлеклась.
Побывали мы на берегу Чудского озера, в селе Кобылье Городище. Здесь стоит храм в честь Архангела Михаила, а на горизонте отсюда видны берега Эстонии. Граница между двух государств проходит здесь прямо по озеру. В селе Самолва, куда мы затем отправились, в местной библиотеке нам рассказали об экспедиции, организованной генерал-майором Г.Н. Караевым и А.С. Потресовым. Они искали место легендарной битвы Александра Невского с рыцарями Тевтонского ордена. В экспедиции были задействованы не только историки, но и гидрологи, геологи, аквалангисты, местные жители и даже школьники-байдарочники. В итоге было сделано несколько открытий, а что касается места битвы – оказалось, что за 700 с лишним лет его затопило Чудское озеро, т.к. уровень воды в нем медленно, но непрерывно поднимается. За этот период несколько деревень просто погрузились в воду, а жители перебрались в другие места.
Не избежала погружения в воды Чудского озера и наша паломническая группа, и надо сказать, это было здорово! Прохладная вода, песчаный пляж, хорошая глубина (в десяти метрах от берега – уже по шейку) – давно я так не купалась! Я даже Васятку окунула, хотя он такого удовольствия не оценил.
В последний день была свободная программа. Кто-то просто гулял по городу, кто-то поехал на остров Залит посетить могилку о. Николая Гурянова, а мы с небольшой компанией во главе с батюшкой и Дмитрием Александровичем отправились в Псковский государственный музей-заповедник «Поганкины палаты». Очень ёмкое описание я нашла потом в книге В.К. Потресова «Тайна Вороньего камня»: «Поганкины палаты. Массивное здание, сложенное из псковских белых плит в начале XVII века торговым человеком со странной фамилией Поганкин. Это мрачный дом-крепость с окнами, напоминающими амбразуры, решетками, железными ставнями. Переходы и лестницы скрыты в стенах двухметровой толщины. В них масса всяких тайников, ниш. Во всем прочность, суровая простота, замкнутость». Мне очень понравилась псковская иконопись – эта экспозиция дополнила впечатления от росписей в Мелетово. Живые, близкие образы, но не приземленные, а просто наделенные чисто человеческими чертами, ведь это не идолы, а люди. Пресвятая Богородица на иконе Благовещения прядет пряжу. У гроба четверодневного Лазаря человек зажимает нос – покойник «уже смердит»! Святой апостол Петр так же указывает перстом на свою главу. А одежды благоверных князей Александра Невского и Тимофея-Довмонта прорисованы так подробно, что хоть изучай историю костюма.
Слегка перекусив у одного из близлежащих магазинов, после музея наша компания пошла гулять по городу. По пути мы зашли в несколько храмов. Особенно мне понравился храм святителя Николая, что на Усохе. «На Усохе» — это значит, что там когда-то протекала речка, и она «усохла». Храм этот необычен тем, что метра на два буквально врос в землю – за время его существования столько накопилось «культурного слоя». А построен этот храм был в 1535 году на месте старого, тоже каменного храма. Чтобы войти внутрь, нужно спуститься (а не подняться, как обычно) по лестнице. Интересен он с точки зрения своей архитектуры. Как и большинство храмов, в 18 – 19 веках он подвергался различным перестройкам, так что практически утратил первоначальный вид. Однако это один из немногих храмов, которым в 20-м веке (а именно в 1946 – 1974 гг.) реставраторы вернули те, древние, формы. Возглавляет храм купол, покрытый деревянным лемехом, на пристроенной часовенке тоже красуется лемеховая луковка – опять же, необычно для городского каменного храма. Внутри – неожиданно высокие своды (ведь снаружи храм выглядит довольно приземисто), усеянные небольшими отверстиями. Это – «голосники», встроенные в стены и купол глиняные кувшины, предназначенные для улучшения акустики. Всегда было интересно – правда ли они улучшают эту самую акустику? Я уговорила наших певчих пропеть тропарь святителю Николаю, и все мы были поражены – звук словно расширяется, разрастается и заполняет пространство храма, при этом все слова остаются явственно слышны, не сливаясь в гул, как бывает в некоторых современных храмах… Странно, что сейчас архитекторы, строители не используют эту технику – все позабыто? Или просто не принято сейчас обращаться к наследию предков?…
Кстати, надо заметить, что нам замечательно повезло с погодой. Все дни, пока мы путешествовали по Пскову и его окрестностям, была чудесная солнечная погода, и даже не очень жаркая – припекать начало только в последние дни поездки.
А еще хочется сказать огромное спасибо и отвесить низкий поклон организаторам этой поездки. Спасибо, Дмитрий Александрович!!! Мы прекрасно провели время, не заботясь о том, где жить, где есть, куда и когда сходить. И дай Бог, чтобы наша приходская традиция продолжалась, и были возможности для новых совместных поездок!
Богу нашему слава, на том и аминь.
Савва Ющенко:
Меня очень впечатлила Гремучья башня. Во-первых, там очень весело лазить по развалинам . Во-вторых, есть легенда, что если прийти в подвал в 12 часов ночи, ты услышишь как шуршит нечисть. Там будет лежать царица в хрустальном гробу, проклятая матерью. И если 12 дней подряд читать псалтирь без остановки, то тогда получишь царицу в жёны, и бочки с золотом. И всё это время тебе будут мешать бесы, упыри и т.п.
Валя Бондарь:
Больше всего в этой поездке меня впечатлило два места – Псковский Кремль и Изборск. В Кремле сразу чувствуется историческое прошлое Руси, ее великие сражения и победы. А Троицкий Собор, поражающий своими размерами и красотой, довершает общее величие крепости. В Изборске меня впечатлила панорама, которая открывается с крепости, там можно бесконечно смотреть на бескрайние просторы Русской земли…
Денис Чалый:
Очень понравилось близ и внутри Изборской крепости (просторы, величество природы вокруг некогда грозной крепости, которая кажется лишь маленьким муравейником на общем фоне).
Также в Снетогорском женском монастыре пришло какое-то чувство спокойствия и умиротворения…
Стас Яворский:
По поводу того, что именно больше понравилось, сказать трудно, но если нужно выбрать, то – Иоано-Богословский Крыпецкий монастырь, пещеры Псково-Печерского монастыря и Кремль Пскова.
Крыпецкий монастырь поразил своей тишиной, но не обычной пустой, а наполненной светом и молитвой. Это впечатление дополнил необычный ансамбль соединенных между собой храмов.
Пещеры Псково-Печерского монастыря вообще сложно описать, столько чувств возникает: и благоговейный трепет, и смятение, и недоумение, как это все может существовать именно так… Такое необычное, странное и непонятное, но в то же время близкое и родное соединение Небесного и земного под землей! Я не был там как на кладбище или в усыпальнице, нет, это совсем другое, даже далеко не в каждом храме испытываешь подобные чувства.
А в Псковском кремле поразила своей мощью передняя стена – Перси кремля, и как бы парящий над ней красавец Троицкий собор. Глядя на стену, испытываешь гордость за наших предков. Гордость за то, что не только в Европе строили неприступные крепости, но и у нас на Руси.
И чуть не забыл про аистов, я их видел впервые на воле, а не в зоопарке.
Катя Мандругина:
В последний день съездила на остров Залита ….молодой и отчаянный ротмистр Борис Пермикин с семнадцатью белыми солдатами осенней ночью высадился на острове Талабске и разгромил красный отряд из пятидесяти бойцов, а комиссаров приказал бросить в озеро. Именем одного из этих комиссаров, эстонца Яна Залита, и был назван остров… на этом острове жил прозорливый старец Николай.. и пробежалась через город, что бы ещё раз побывать в церквях Покрова и Рождества Богородицы! Псков замечательный город!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Георгий Мандругин:
Сам город Псков мне очень понравился, тихий и спокойный. Как говорит мой папа: ничего лишнего.