22 сентября 2015 г. в Успенский собор после реставрации вернулось старинное семиконечное распятие, написанное в первой половине XIX в. Распятие имеет большие размеры, его высота достигает 272 см. Оно упоминается в описи собора 1856 года. Вплоть до 1950-х годов оно вместе с фигурами предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова венчало иконостас собора. На своем месте распятие запечатлено на фотографии, сделанной архитектором Б. А. Огневым и хранящейся в Звенигородском музее (см.: Саввинские чтения. Сборник трудов по истории Звенигородского края. Выпуск 3. Звенигород, 2015. Ил. 5 на с. 223).
Плохая сохранность образа, значительная поверхность красочного слоя которого была утрачена из-за осыпей, повлияла на то, что в 1950-1970-х годах он был снят, а вместо него на иконостасе установлен небольшой четырехконечный крест. Местонахождение фигур предстоящих сегодня неизвестно. Само же распятие было неожиданно обретено в 2000 году в виде нескольких разрозненных досок. После демонтажа оно было распилено на несколько частей, причем многие детали (всего около 40%) были утрачены, в том числе правая сторона средней перекладины, руки Спасителя, правая часть титла и косое перекрестие. В том же 2000 году в соборе проводила исследования первоначальной фресковой живописи выдающийся ученый-реставратор Ольга Владимировна Лелекова. Она обратила внимание на распятие, отметив, что письмо его очень хорошее. Долгое время распятие стояло на хорах собора, а 5 апреля 2015 года было передано реставратору Александре Воронушкиной. В ходе реставрации памятник был дополнен недостающими частями, расчищен, укреплен и тонирован.
Пока в соборе идет реставрация сводов, планируется временно установить распятие на горнем месте в алтаре, а в конце будущего года, когда в храме будут разобраны леса, оно будет возращено на свое исходное место на вершине иконостаса. (Дмитрий Седов)