В 2013-2014 году в интерьере алтаря Звенигородского Успенского собора проводились работы по демонтажу части штукатурки с росписями 1887-1970-х годов. Они были вызваны решением восстановить облик древних алтарных окон собора. Поскольку эти поздние росписи интерьера были ориентированы на поздние широкие окна, устроенные в 1806 годы, они препятствовали восстановлению изначальных вытянутых узких окон. К тому же нижние части росписей были написаны по цементу, крайне вредному для белого камня, из которого построен храм. В связи с этим демонтаж цементной штукатурки был определен как обязательный пункт реставрационных работ. Но при демонтаже штукатурка с росписями, за исключением цементной, не была уничтожена. Специалисты Межобластного научно-реставрационного и художественного управления вместе со студентами Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова осуществили сложный процесс снятия росписей, после чего те были перевезены в Строгановскую академию. В конце июня настоящего года в академии на кафедре реставрации монументально-декоративной росписи факультета «Искусство реставрации» были защищены дипломные проекты. Два проекта были выполнены Александром Петровым на сюжетах росписей из Звенигородского собора с изображением священномученика Власия и пророка Захарии (преподаватели Александра Гребенщикова и Наталья Борисова). Первое изображение особо интересно. Оно происходит с восточной грани северо-восточного столба собора. В ходе реставрации первоначально было выполнено выравнивание и мастиковка тыльной стороны штукатурного слоя, демонтирована профилактическая заклейка на лицевой стороне, собраны и подобраны отстающие мелкие фрагменты штукатурки. Затем штукатурка была смонтирована на новое искусственное экспозиционное основание, проведены пробные раскрытия первоначальной живописи 1887 года из-под «реставрационной» прописи 1970-х годов, а после них и полное раскрытие всей композиции. По окончании всего комплекса работ был получен интересный памятник поздней живописи в достаточно хорошем экспозиционном виде, на основе которого можно рассказывать о истории Успенского собора, о его ремонтах и реставрациях. И пускай отреставрированные композиции не представляют ценности в отношении древности или особого художественного мастерства, однако с помощью них выпускники Строгановской академии смогут в дальнейшем браться за более ответственные образцы монументальной живописи. Помимо этого данный приятный случай являет нам прецедент бережного отношения к поздней живописи, которую еще совсем недавно почитали за ничто. Достигнута предварительная договоренность о последующем возвращении росписей в Звенигород с передачей для хранения и экспонирования в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее.
Дмитрий Седов

Уникальная реставрация росписей Звенигорода
Опубликовано by admin
0